«Пилотажное видео» Иркутская группа виртуальных пилотов «Боевые дятлы»

Изготовление имитации хроникальных кадров

Изготовление имитации хроникальных кадров

Здесь я попытаюсь поделиться своим опытом не contra материалу =PB=DragonSkull, но pro.

Итак…

Что бы не занимать время самых нетерпеливых читателей, перейду сразу к описанию настроек VirtualDub для получения имитации хроники, а свои мысли оставлю на потом.

    Нам понадобятся:
  1. Программа VirtualDub (версия на момент написания — 1.6.16)
  2. Фильтры для VirtualDub:
    • MSU old video v 1.7
    • MSU Noise Generation v2
    • Встроенные фильтры (resize, blur, levels, brightness/contrast)
  3. Предварительно подготовленный нами ролик в формате, который читает VirtualDub (как правило в формате .avi с видео сжатым одним из кодеков, установленных в системе).
    Рассмотри процесс по шагам:
  1. Запускаем VirtualDub и загружаем в него наш ролик (Выбрать в меню File->Open video file или нажать комбинацию Ctrl+O)
  2. Установим полный режим обработки режим видео (Выбрать в меню Video ->Full processing mode) поскольку мы будем обрабатывать исходное изображение.
  3. Установим режим обработки аудио в режим полного копирования, звуковую дорожку возьмём полностью из исходного ролика без каких либо изменений. (Выбрать в меню Audio ->Direct stream copy)
  4. Выберем кодек для сжатия полученного ролика (Выбрать в меню Video -> Compression). Для выкладывания в сеть вполне подойдёт бесплатный кодек XviD.
  5. Добавляем фильтры обработки видео (Выбрать в меню Video -> Filters, затем нажимаем кнопку «add» для каждого фильтра):
    1. Добавим фильтр Resize. В полях New width и New Height указываются ширина и высота конечного ролика
    2. Добавим фильтр Blur, для сглаживания деталей (иногда «гребёнка» и шестигранники просто режут глаз, особенно на малых разрешениях захвата)
    3. При желании можно добавить фильтр Levels для коррекции уровней цвета изображения
    4. Добавим фильтр brightness/contrast. Я рекомендую завысить контраст на 25 процентов и отрегулировать яркость на тёмных сценах, что бы были видны детали.
    5. Добавим фильтр NoiseGeneration от Graphics and Media Lab video group для имитации зернистости плёнки, выбираем color stains. Размер зерна (stain size) я рекомендую установить значение stain size в 2 пиксела (или даже 1 пиксел), иначе изображение будет покрыто не зерном, а пятнами
    6. Добавим фильтр Msu old Cinema 1.7.
        Для начала можно воспользоваться набором предварительных установок:
      • Black&White cinema — чёрно белое кино
      • Real old cinema — старое кино с жёлтой плёнкой
      • Black&White cinema 1/3 FPS for BBC — чёрно-белое кино с пропуском кадров (рекомендуется тем, у кого видео захватывается со СЛИШКОМ большим количество кадров в секунду)
        Дополнительные установки фильтра:
      • Show noise — показывать шум (видео помехи)
      • Screen shiver — включит тряску экрана (незаменимо для имитации фотокинопулемёта)
      • Effect light lamp — Эффект прогара от лампы проектора по краям кадра
      • Random noise on screen — выводить случайный шум на экран
      • Work with color cinema — работать с цветным видео. (для того что бы имитировать старое цветное кино)
      • Fade effect — эффект превращения цветного видео в чёрно белое (и наоборот), может использоваться для эффекта флэш-бэк.
      Дополнительные сведения и усложнённые настройки приведены на странице фильтра в Интернете по адресу http://www.compression.ru/video/old_cinema/index.html
      Остановимся на наборе «real old cinema». Если вам не нравится оттенок сепии, его можно убрать нажав кнопку «advanced» и установив все три движка группы «Color correction» в значение 255.
  6. Поводив ползунок по шкале внизу экрана, в правом из двух окон можно посмотреть, как будет выглядеть наш ролик, после всех преобразований. Те, кто не хочет делать установки вручную, могут скачать файл настроек и загрузить его в VirtualDub (В меню выбрать File->Load processing settings) Если нас это удовлетворяет, то мы делаем следующий шаг.
  7. В меню выбираем File → Save as AVI и указав название конечного ролика нажимает кнопку «Сохранить», после чего начнётся весьма длительный процесс обработки и сжатия ролика, во время которого лучше не запускать никаких приложений, поскольку этот процесс требует много процессорного времени.

Во время процесса обработки совершенно необязательно сидеть уткнувшись в экран и ломая глаза. Лично я рекомендую размять поясницу, сделать хотя бы десяток отжиманий. К сожалению, это совсем не шутка :-(, я утвердился в этом на собственном опыте.

Наконец, сжатие закончено, можно закрыть VirtualDub и открыть получившийся ролик медиа плеером. Ну что ж… во всяком случае результат намного меньше похож на симулятор, и немного больше на кинохронику. И внизу не маячит надпись «Нажимите ESC для выхода», которая несколько снижает реализм… ;-)

Если вы довольны результатом, то можно дальше не читать. Теперь вы можете делать весьма приличную имитацию хроники самостоятельно.

Если же вы хотите чего-то большего, что ж, тогда позвольте мне подробнее рассказать, как я делаю ролики для себя. Возможно, это пригодится и вам.

Когда-то взглянув на плоды чужого творчества, я захотел сделать себе первый видео-ролик для скрин-сейвера. Это были мои первые опыты с Fraps и видео монтажём. Главное, что, я уяснил для себя, это то, что я не могу заниматься продолжительное время изготовлением роликов, скоро охладеваю к работе, соответственно много проектов останавливается на пол-дороги. Решение пришло из середины 90-х, когда по московскому каналу 2×2 показывали сериал «Война в воздухе». В сериале было много кадров кинохроники, под музыку и комментарий. Зачастую это была просто нарезка из разных фильмов, но под музыку и пространный комментарий это смотрелось просто на «ура».

Отсюда можно сделать вывод, что ролик можно сделать нарезкой из любимых треков «Ил-2», которых у любого, уважающего себя вирпила предостаточно, и придать ему вид кинохроники при помощи фильтров в каком-нибудь видео редакторе.

В частности, я использовал Фильтр old cinema из Ulead Video Studio, результат был неплох, но на мой взгляд весьма далёк от идеала. Тогда блуждая по просторам Интернета, я наткнулся на фильтр, MSU Old Cinema, который меня чрезвычайно заинтересовал своими возможностями, особенно тем, что был написан для программы VirtualDub. Эта программа (в отличии от видео редакторов) предназначена для обработки видео потока и перегонки видео, то есть работает как фильтр, получающий на входе видео поток и выдающий его на выходе со всеми изменениями за один проход.

Итак, поскольку я решил добиться максимально возможного результата при минимальных усилиях, следовательно, мне надо сразу определится, чем можно пожертвовать.

  • Качество исходной картинки. Поскольку мы будем ухудшать картинку, вполне можно обойтись разрешением 1024×768×32бит. При этом разрешении «гребёнка» относительно мала, а изображение достаточно хорошо для наших целей. Использовать анти-алиасинг нет смысла, поскольку, мы собираемся в дальнейшем уменьшать разрешение до 720×576 и использовать фильтр размытия. Для скорости вы можете использовать глубину цвета 16 бит, но при этом наверняка будут заметны полосы при переходе цвета («небо в полосочку»), что безусловно снизит реализм.
  • Качество видео. Наша кинохроника будет выглядеть плохо сохранившейся ;-) так что учитывая этот фактор можно остановится на видео формате DV video. (Естественно, вы вольны выбирать свой любимый формат видео). Преимущества — малое сжатие, быстро воспроизводится, поддерживается большинством видео редакторов (весьма вероятно, что в их число входит и ваш любимый редактор). Недостатки — скорость чтения с винчестера не менее 3,5 мб/с, относительно большой (даже для 2006 года) размер файла.
  • Сюжет. Конечно, можно сделать целый фильм, но поскольку нам нужен быстрый результат, можно просто сделать нарезку из роликов. У любого вирпила наверняка найдётся хотя бы пара треков с подходящим сюжетом. Ведь хоть иногда вы во что-то попадаете, иначе бы вы не летали в Ил-2, не так ли? ;-)
    Что ж, с ограничениями определились, теперь рассмотрим процесс создания ролика по шагам.
  1. Сценарии и раскадровка. Конечно это крайне важный шаг в создании ролика, поскольку мы создадим нарезку из уже существующих роликов этот шаг можно заменить просмотром существующих треков и нарезкой в формат. ntrk непосредственно тех эпизодов, которые мы хотим использовать в ролике.
  2. Воспользовавшись программой «Fraps» мы сделаем набор видео файлов для каждого. ntrk кусочка, созданного в предыдущем шаге. Этот шаг можно в принципе пропустить, но я обычно его выполняю для экономии места. С помощью программы VirtualDub перегоняем полученные файлы в формат avi с сжатием кодеком DV. Я перегоняю каждый файл в отдельности, но если вам лень, вы можете сразу перегнать все файлы в один.
      Делается это так:
    • Открываем программу VirtualDub и перетаскиваем в неё файл с расширением .avi, созданный программой «Fraps». Затем выбираем в меню Video → Full processing mode. Затем нажимаем Ctrl+P, и в открывшемся окне выбирав кодек DVSoft (у меня он называется именно так) нажимаем «OK».
    • Поскольку кодек DV будет сжимать только в размер 720×576, то исходное видео следует преобразовать в этот размер при помощи фильтра resize.
    • Выбрать В меню «File → Save as AVI» и сохранить ролик в новом формате.
  3. Следующий шаг, монтаж, наверняка вам знаком — расположение фрагментов видео в нужном порядке. Его следует выполнять в вашем любимом видео редакторе. Не стоит использовать для этой цели VirtualDub, поскольку эта программа не для видеомонтажа (хотя её можно использовать и так, но это неудобно), а для обработки потока видео.
    Замечу, что для динамичности клипа, при монтаже следует использовать следующие правила для продолжительности фрагментов:
    • Основной видео ряд — длительность 3 сек. Сознание успешно усваивает информацию, и вы не успеваете заскучать.
    • Подчеркнуть динамику можно с помощью длительности в 2 сек. Усвоение информации идёт на грани, приходится напрягать внимание, но не сильно.
    • Длительность сцены, 5 и более секунд следует использовать как можно реже и исключительно в тех случаях, когда смысловое разбиение на фрагменты нежелательно.
    Так же на этапе монтажа можно наложить звуковой ряд, подгоняя длительность видео ряда (как правило они избыточен) к длительности звуковой дорожки. Закончив этот этап, мы получаем полуфабрикат клипа со звуком, который можно обработать как одно целое.
  4. На следующем шаге нам снова пригодиться замечательная программа VirtualDub, используя фильтры которой можно добиться нужного эффекта.
    Загрузим смонтированный ролик и установим фильтры, как было указано в начале. Применяем фильтры в следующей последовательности:
    • Resize (720×576)(приводим к стандарту Pal)
    • Blur (или Blur more) для сглаживания артефактов и гребёнки.
    • Levels (для приведения гаммы движка «Ил-2» к приемлемому виду)
    • brightness/contrast (для того что бы имитировать старую камеру, где не было автомата подстройки освещения). Обычно я завышаю контрастность на глаз, в среднем единиц на 25−40. Главное, что бы переход между светлыми и темными областями был порезче.
    • NoiseGeneration (Галочка в окне Stains, stain size 2) для имитации крупнозернистой плёнки и фонового шума.
    • MSU Old cinema 1.7 с предустановкой Black&white cinema, галочку Effect Light Lamp — снять.
    Набор фильтров готов к использованию. Мой P4 2400 при перегонке с указанным набором фильтров выдаёт 4 кадра в секунду.
  5. Для придания индивидуальности ролику я имитирую тени по краям кадра при помощи встроенного фильтра logo. Загрузим фильтр в дополнение к уже использующимся.
    Для наложения теней от лампы по краям кадра применим чёрный прямоугольник в размер кадра (720×576) и маску прозрачности тоже в размер кадра (чёрный (серый) цвет — вычитается из маски). Для загрузки файла тени используем поле «Logo Image». После чего ставим галочку «Enableper-pixel alpha blending, using alpha channel» и «Alpha Image», после чего загружаем файл тени. При помощи кнопки «Show preview» можно посмотреть результат. По моему маска, смещённая от центра несколько более реалистична.
    Естественно вы можете изготовить свой файл маски при помощи графического редактора использовав заливку типа «градиент».
  6. Кроме встроенного фильтра logo существует фильтр logo от Donald Graft (версия 1.7b2). У фильтра logo от Donald Graft есть одна замечательная особенность. Он может делать анимированное лого, то есть понимает последовательность нумерованных изображений при загрузке (галочка Animation Sequence). Эту особенность можно применить, например, для дрожащих теней (если сделать 25 масок, то получится последовательность дрожаний длительностью в одну минуту — 25 кадров для Pal) или для имитации мерцания проектора (накладывать маски с разной степенью интенсивности).
    Так же можно использовать фильтр logo для наложение интерьера нелетабельного самолёта на видео с отключенным кокпитом. Например — вид из пассажирского салона Ju-52 при взлёте с ливийского аэродрома.

  7. В конце концов я сохраняю ролик в форматре DV, который потом можно легко перегнать в любой доступный формат.
  8. По поводу цветного видео. К моему сожалению, я пока не знаю, как сделать картинку движка «Ил-2″ похожей на цветное изображение в системе „Technicolor“. Попытки использовать фильтры „auto levels“ и HSV adjust не дали приемлемых результатов. Если вы знаете, как можно сымитировать Tecnicolor, пожалуйста, напишите мне. Весьма заманчиво смотрелось бы в цвете: старая цветная плёнка, синий океан, авианосец на нём, яркое пламя из крыла „Зеро“…

    Для придания дополнительного эффекта старения я предлагаю воспользоваться антуражем и звуковыми эффектами:
    • Звуковые эффекты.
      Поскольку во времена, о которых идёт речь, видео не существовало, а телевидение было в зачаточном состоянии, лучшим звуковым антуражем является стрёкот видеокамеры и музыка, соответствующая времени. Единственный реальный звук, который я нашёл в сети, был невыразительным, поэтому я позаимствовал звук кинопроектора из B-17 „The Mighty Eight“. Его достоинство в том, что в нём ярко выражены пуск, и останов проектора. Промежуточное время звучания легко пролонгируется при помощи звукового редактора в соответствии с длительностью клипа. Музыку, естественно следует подбирать по вкусу.

      Подавляющее большинство мелодий тех лет в сети получены путём перегона с пластинок, имеют соответствующее качество и в последующей обработке, как правило, не нуждаются. Современные мелодии (или мелодии с отличным качеством), можно сжать в формат mp3 с битрейтом 22100 и дискретизацией 8 кгц что автоматически добавит искажения звука. Конечно, искажения не настолько естественны, как хотелось бы, тем не менее, они избавляют от диссонанса между отличным качеством звука и треском проектора.

      Какую мелодию выбрать — решать вам самим — как правило, она определяет настроение ролика, может даже полностью изменить его. Например, ролик „Утомлённое солнце“ родился от одноимённого танго. Можно использовать обилие маршей. Для немецких роликов можно использовать „Лили Марлен“, „Марш истребителей“ или „Бомбы над Англией“. Естественно не стоит использовать немецкие марши фашисткой направленности.

      Применение старых мелодий не является обязательным. Можно, например, использовать замечательную песню Александра Градского „Маятник“ или отдельные композиции группы „Apocaliptyca“.

    • Видео антураж.
      Тут многое зависит от вас, что именно вы придумаете. Первое, что приходит в голову (не только мне, а и половине Интернета) — это использовать universal cut leader из Adobe Premiere (это мелькающие цифры обратного отсчёта в начале фильма). Но это ход применяется слишком часто, так что может показаться заезженным. Можно попробовать сымитировать цифры (звёзды, полосы) при помощи графического редактора. Наилучшим подспорьем в этом случае может служить собственно кинохроника, а так же обилие хроники в современных играх — стратегиях. Кстати, оттуда можно позаимствовать начало и конец фильма в виде наползающей и убегающей плёнки. Выглядит это замечательно. Так же можно использовать заставки из старой хроники. Например, из серии английских передач доступных на DVD, можно надёргать заставок с орлом и занавесом на заднем плане, а текст наложить свой. При этом на время экспозиции заставки можно наложить звук фанфар. При использовании текста на иностранном языке желательно консультироваться с другими людьми, знающими язык, что бы не сесть в лужу из-за грамматических или орфографических ошибок.
    • Реализм съёмок
      Для реализма следует использовать только такие точки съёмки, которые можно снять в реальной жизни реальной камерой. Например — вид из кабины, вид со статической камеры у земли. Пролёты (вид F3) следует по возможности исключить. Вид снаружи выглядит неестественно, поскольку обьект неподвижно находится в центре кадра, чего не бывает при съёмке с рук. Вид на союзника (вид shift+F6) допустимо использовать, поскольку, союзник, как правило немного болтается, относительно исходного обьекта, и обьект в кадре не будет статичным. Пролёты у земли можно снимать со статических камер (высотой 2м), с удержанием обьекта в центре кадра с помошью мыши (имитация ручной сьёмки, даёт весьма неплохие результаты). Для сьёмок с разных точек авианосца можно сделать следущее: поставить статический авианосец и размешать камеры на уровне палуб и настроек (пример). И с этих точек вести съёмки как садящихся самолётов, так и статических кораблей, размещённых вокруг в ордере тактической группы. Минус этого приёма — отсутствие кильватерного следа у судов.

    Результат действий, изложенных выше, можно посмотреть на fly-movies.com.ru (Ролики „Утомлённое солнце“ и"Тунис»).

    Если вас заинтересовали эти ролики — попробуйте сделать свои собственные, у вас наверняка получится :-)! Не так уж это сложно.

Фирма 1С